Культурное пространство вокруг домашнего костра у представителей нацменьшинств
Домашний костёр играет особо важную роль в жизни представителей малых народностей Вьетнама. Он не просто используется для приготовления еды – вокруг него создаётся уникальное пространство, в котором скрываются многие обычаи и традиции жителей горных районов страны. Зажигая костёр, хозяин дома показывает гостю своё гостеприимство.
Домашний костёр является атрибутом духовной жизни представителей нацменьшинств. Жители отдалённых горных районов страны считают, что у всех вещей есть душа, поэтому они верят в бога огня и дух костра. В каждом доме костёр может быть расположен в разных местах, но всё же существуют некоторые правила и табу. Представители народности Монг, населяющие горные районы на севере страны, считают, что костёр – это воплощение бога возрождения, который приносит счастье в каждую семью. Исследователь народной культуры из Этнографического музея Вьетнама Ви Ван Ан рассказывает: «Домашняя печь очень важна для монгов. Построив дом, они приглашают опытных людей слепить глиняную печь, на которую ставится сковородка. Монги не любят давать другим свою сковороду, но в случае необходимости они кладут камень прямо в центр печи».
В каждом доме у представителей народности Монг две кухни: большая и маленькая. Большая кухня чаще всего находится в главном помещении, чтобы готовить еду и согреть всю семью. Это место считается самым священным, и здесь хозяева дома поклоняются богам и своим предкам. Незнакомцы не имеют права без спроса заходить в это помещение. Маленькая кухня состоит из двух небольших печей – она находится за главным помещением. На маленькой печи готовят местное традиционное блюдо «мен-мен» из кукурузной муки, а на большой – готовятся алкогольные напитки и корм для скота. Даже здесь существуют табу: нельзя наступать на печь и бить палкой по печи, так как это якобы «мешает домашним птицам и скоту быстро расти».